«Лейпциг» – сложный и непонятный механизм. Но безумно сильный
Самый непростой (и, возможно, провальный) мой текст на «Бомбардире» был про «Лейпциг». Я писал его перед первым матчем с «Зенитом» в октябре.
Задачей было объяснить, в какой футбол играет «Лейпциг», в чем его особенности, сильные и слабые стороны. И я абсолютно не справился с этой задачей – текст вышел невнятным и хаотичным.
Сейчас я четко понимаю, почему так вышло. Потому что футбол «Лейпцига» – это неосязаемый хаос, который невозможно объяснить словами. Бранислав Иванович со мной согласен – после матча с «Лейпцигом» он сказал: «Мы просто не разобрались, по какой схеме играл «Лейпциг».
Изменения схем – одна из причин непредсказуемости «Лейпцига». По ходу сезона Нагельсман выходил на матчи с примерно восемью разными формациями. В семи матчах ЛЧ использовал четыре разные схемы (офигеть).
И это при том, что схемы условны, на поле у игроков редко бывают фиксированные позиции, а у «Лейпцига» тем более. И при том, что «Лейпциг» постоянно меняется прямо по ходу матчей – Нагельсман один из самых гибких европейских тренеров. Например, в недавнем матче против «Боруссии М» команда поменяла расстановку и план четыре (!) раза за 90 минут.
Я, как обычный зритель, просто не успеваю за «Лейпцигом» по ходу матчей. Особенно – за передвижениями игроков и их взаимозаменяемостью. Кто угодно может оказаться где угодно и отыграть достойно.
Например, вчера с «Тоттенхэмом» у «Лейпцига» был максимально необычный выбор защитников. Перед игрой дисквалифицировались и травмировались все основные (Упамекано, Орбан, Конате). И тройку центральных закрыли Ампаду (первый матч в основе «Лейпцига»), Хальстенгберг (всю карьеру играл левого защитника ) и Клостерманн (тоже фланговый защ). «Лейпциг» выиграл и не пропустил.
Или опорная зона.Там играли Лаймер и Забитцер. Лаймер – универсально-гибридный игрок: в прошлом сезоне сыграл 12 матчей на позиции в центре, десять – слева на фланге атаки, семь – справа в атаке, девять – справа в обороне. Забитцер – вообще атакующий игрок, который вчера в пятый раз за жизнь вышел в центре поля (для понимания: у него 40 игр в карьере в нападении).
Моуринью, который осовременивается, тоже не успевает за «Лейпцигом». Он специально ездил на их матч с «Баварией», рассказывал, что долго готовился к игре. Но проиграл практически без шансов. В домашней игре «Тоттенхэм» полностью отдал контроль «Лейпцигу», создал в разы меньше моментов и заслуженно проиграл.
Когда Моуринью брал Лигу чемпионов, Нагельсману было 16 лет. Он много учился, мыслил иначе, был (и остается) гибким и уже обогнал мэтра.